Вулгаков Эдгар Борисович Образование: 1952 — Московский автодорожный институт 1963 — защитил кандидатскую диссертацию «Зубчатые передачи модифицированного исходного реечного контура» в МВТУ им. Н. Э. Баумана 1974 — защитил докторскую диссертацию «Зубчатые передачи с улучшенными свойствами. Обобщенная теория и проектирование» в МВТУ им. Н. Э. Баумана 1979 — присвоено звание профессора Работа: 1953 – 1956 – направлен в сельское хозяйство на Раменскую лугомелиоративную станцию 1956 – 1962 – ВНИИНМАШ, начальник научно-исследовательского сектором 1962 — 2006 ЦИАМ, начальник сектора, а затем отдела редукторов в отделении прочности В 1960-ые годы Э.Б. Вулгаков исследовал новые исходные контуры зубчатых передач, повышающие их качественные показатели, разработал уникальный альбом блокировочных контуров и определил местные напряжения изгиба в зубчатых колесах с различными исходными контурами. В дальнейшем им была создана «Теория зубчатых передач в обобщающих параметрах», описывающая эвольвентное зацепление независимо от технологии изготовления колес и производящего контура инструмента. Эта теория, — выдающийся вклад Э.Б. Вулгакова в развитие науки об эвольвентном зацеплении, разрушила устоявшуюся догму о необходимости использования параметров заранее выбранного реечного исходного (или производящего) контура для определения геометрии зацепления и проектирования зубчатых передач. В силу исторических причин, а конкретно разработкой метода обкатки, — червячного фрезерования зубчатых колес в годы индустриальной революции 19-го века и последующей стандартизацией реечного профиля червячной фрезы, описание эвольвентного зацепления оказалось в зависимости от параметров инструмента и технологии изготовления. Этот высоко производительный метод изготовления был взят за основу для проектирования зубчатых передач, реализуя принцип от параметров инструмента и технологии к параметрам изделия — зубчатого колеса. Этот принцип входит в противоречие с методами проектирования практически всех других деталей механизмов и машин, когда в основу проектирования изделий положены их качественные показатели, т.е. от параметров изделий к параметрам инструмента и технологии. Теория Э.Б. Вулгакова фактически «ставит с головы на ноги» представление о том, что же первично для достижения высоких эксплуатационных характеристик зубчатых трансмиссий, стандартный унифицированный инструмент и утилизирующий его метод обкатки или все таки параметры самой зубчатой передачи. Согласно его подходу параметры изделия, данном случае зубчатой передачи, являются первичными, а форма инструмента и технология изготовления вторичными, как это принято при проектировании большинства др. деталей и изделий. В своей теории Э.Б. Вулгаков ввел понятие зубца, — зуба колеса без переходной галтели, определил функции и предельные параметры эвольвентного зацепления цилиндрических зубчатых колес и разработал их области существования. Он описал обобщающий производящий реечный контур, его область существования и станочное зацепление, а также образование галтелей зубчатых колес с поднутренным основанием зуба. Он распространил свою теорию на эвольвентные передачи с несимметричными зубьями и соосные зубчатые передачи. Под редакцией Э.Б. Вулгакова вышел справочник «Авиационные зубчатые передачи и редукторы», ставший настольной книгой инженеров по авиационным трансмиссиям. Теория зубчатых передач в обобщающих параметрах опередила время и, к сожалению, несмотря на большое количество публикаций Э.Б. Вулгакова и его учеников, не нашла заслуженного понимания и применения в России, за исключением ее использования при проектировании зубчатых колес редуктора турбовинтового двигателя ТВ7-117С, разработанного в ОКБ В.Я. Климова в Санкт—Петербурге. В США она легла в основу метода проектирования зубчатых передач «Direct Gear Design». Многие годы Э.Б. Вулгаков участвовал в работе машиностроительной секции Московского Дома Ученых.В 1993 году по его инициативе начал издаваться информационно-аналитический «Конверсия в машиностроении», в котором были опубликованы статьи, касающихся перестройки оборонной промышленности с целью выпуска изделий гражданского применения. Эдгар Борисович Вулгаков был человек многих талантов и интересов. Он глубоко понимал и ценил искусство: музыку, театр, литературу, поэзию. Его роман «Течение времени» вышел в 2007 году, после смерти автора. Материал подготовлен канд. техн. наук А. Капелевичем. О-Вулгакове_очеркСкачать Основные публикации проф. Э.Б. Вулгакова: Вулгаков Э. Б. Зубчатые передачи с улучшенными свойствами. Машиностроение, 1974 Вулгаков Э. Б. (ред.) Авиационные зубчатые передачи и редукторы. Машиностроение, 1981 Вулгаков Э. Б. Соосные зубчатые передачи. Машиностроение, 1987 Вулгаков Э. Б. Теория эвольвентных зубчатых передач. Машиностроение, 1995 Тексты некоторых статей проф. Э. Б. Вулгакова здесь. Вулгаков Эдгар Борисович