Гавриленко Владимир Александрович Советский ученый, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, заведующего кафедрой «Теория механизмов» МВТУ им. Н. Э. Баумана. Владимир Александрович родился 21 июня 1899 года в г. Москве в семье профессора Императорского Московского технического училища А. П. Гавриленко, который в 1905-1914 гг. был директором ИМТУ.В июне 1917 года Владимир Александрович окончил классическую гимназию и поступил в Петроградское военно-инженерное училище. 7 ноября 1917 года он был в составе курсантов училища в Петрограде. В 1920-22 годах жил на юго-востоке Европы, в странах Балканского полуострова. В 1922 году поступил в Пражский университет. В 1923 году получил разрешение от Советского правительства на возвращение в СССР. С конца 1923 года работал на разных должностях в г. Москве, а в 1925 году поступил в МВТУ, которое окончил в 1930 году по специальности «Паровозостроение». Одновременно с учебой он работал помощником машиниста, а затем паровозным машинистом. В 1930 году Владимир Александрович Гавриленко получил патент на изобретение «Промывка паровозных котлов» и внедрил его. За это он получил крупную премию (100 тыс. рублей), 75% которой внёс в фонд обороны СССР.По окончании МВТУ Владимир Александрович работал научным сотрудником в ЦНИИ МПС – внедрял на Южной железной дороге новые мощные паровозы, закупленные в США. Одновременно работал на кафедре «Паровозостроение» МВТУ, где совместно с другими сотрудниками вел научно-исследовательские работы по изучению теплового процесса котла и его стокерного отопления.В 1934 году по приглашению профессора Л. П. Смирнова Владимир Александрович Гавриленко полностью перешел на работу в МВТУ им. Н. Э. Баумана, где продолжил педагогическую и научно-исследовательскую работу на кафедрах «ТММ» и «Паровозостроение», руководимых Л. П. Смирновым.В 1940 году он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук (по паровозам), а в 1946 году – докторскую диссертацию по зубчатым передачам. В 1950 году ему присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».В 1954 году Владимир Александрович возглавил новую кафедру «Локомотивостроение», образованную после слияния кафедр «Паровозостроение» и «Тепловозостроение».Под его руководством произошел пересмотр программ и учебных планов. На кафедрах «Локомотивостроение» и «ТММ» велись важные научные исследования, в том числе, различных зубчатых передач в гидро- и электроприводах транспортных машин. По результатам этихисследований были опубликованы многочисленные статьи, справочники и монографии в издательстве «Машиностроение». В 1961/62 учебном году кафедра «Локомотивостроение» была переведена в Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (МЭМИИТ), а Владимир Александрович был избран заведующим кафедрой «Теория механизмов и машин» и руководил ею до 1977 года. Его педагогическая деятельность заслуживает особого внимания. На протяжении почти 40 лет он постоянно совершенствовал читаемые им курсы. Его лекции отличались четкостью постановки задачи, строгостью и изяществом доказательств. Он, безусловно, был наделён ораторским талантом. Аудитории, где он выступал с лекциями, всегда были полны. Он был прекрасным лектором, читал лекции вдохновенно, и, казалось, получал удовлетворение от этого.Большую научно-педагогическую работу Владимир Александрович вел будучи членом Научно-методического совета по ТММ при Минвузе СССР, ответственным за повышение квалификации преподавателей вузов страны по теории механизмов и машин. С 1967 года кафедра ТММ МВТУ им. Н.Э. Баумана, руководимая Владимиром Александровичем, передавала свой научно-педагогический опыт через факультет повышения квалификации преподавателям других вузов страны. За 25 лет работы ФПК на кафедре прошли обучение более 2000 преподавателей.Владимир Александрович Гавриленко – основоположник научной школы зубчатых передач в МВТУ и стране. Он систематизировал научный материал в этой области, установил общие закономерности формирования зубчатых передач и создал единую геометрическую теорию, из которой все предыдущие методики вытекали как её частные случаи. Он также разработал полную классификацию зубчатых передач. Его теория открыла путь к решению различных кинематических и динамических задач, стала основой для многочисленных исследований и внедрилась во многие отрасли машиностроения. Расчеты цилиндрических зубчатых передач с 1970 года определены государственными стандартами. Свою теорию профессор Владимир Александрович Гавриленко изложил в монографии «Геометрическая теория эвольвентных зубчатых передач» (1949 г.), выдержавшей еще четыре издания.Аспирантами и учениками Владимира Александровича, из которых более 50 человек защитили диссертации, на базе геометрической теории были впервые исследованы, рассчитаны и изготовлены зубчатые передачи различных типов: плоские и пространственные,внешнего и внутреннего зацепления, с любой разностью чисел зубьев, включая разность, равную нулю, что до этого считалось неосуществимым. Это позволило конструировать в ограниченных габаритах механизмы с большими передаточными отношениями.Избрание его членом постоянной комиссии по образованию IFToMM говорит о мировом признании этой школы.В 60-е годы под руководством Владимира Александровича Гавриленко возникло новое научно-техническое направление: разработка волновых и кривошипно-планетарных механизмов. Такие механизмы работают с кинематической точностью на порядок более высокой, чем простые зубчатые передачи, что делает их незаменимыми для радиотехнических устройств, применяемых в космической технике. Это направление продолжает развиваться и в наши дни.Необычайная скромность и интеллигентность, чуткое отношение к людям, обращавшимся к Владимиру Александровичу, вызывали искреннюю симпатию и уважение; а его глубокая принципиальность, бережное отношение к чужой творческой мысли, его умение подмечать ценное даже среди не всегда бесспорного материала могут служить образцом для многих ученых.До последних дней своей жизни, уже будучи тяжело больным, Владимир Александрович был тесно связан с кафедрой. Множество его идей и мыслей получило воплощение в осуществленных его учениками конструкциях механизмов машин, написанных учебниках и монографиях.Скончался Владимир Александрович Гавриленко 6 июня 1977 года.Память о нем и его больших заслугах сохраняется в МГТУ им. Н. Э. Баумана.Его портрет висит в галерее основателей научных школ, его имя неизменно упоминается в связи с историей развития кафедр «Прикладная механика», «Тепловозостроение» и «Теория механизмов и машин». Материал подготовлен Г.А. Тимофеевым, опубликован в журнале «Теория Механизмов и Машин». 2009. №2. Том 7. Основные публикации проф. В.А. Гавриленко: Гавриленко В.А. Геометрическая теория эвольвентных зубчатых передач. – М.: Машгиз. 1949. Гавриленко В.А. Начальные поверхности колес зубчатой передачи // Вестник машиностроения, 1961, № 1. – С. 28–32. Гавриленко В.А. Зубчатые передачи в машиностроении. – М.: Машгиз. 1962.– 531 с. Воспоминания А.С. Яковлева, канд. техн. наук, директора и научного руководителя редукторной фирмы ООО «СПИН» (г. Орел): Доктор технических наук профессор Владимир Александрович Гавриленко, потомственный интеллигент, сын ректора Высшего императорского технического училища (позже МВТУ), катавшийся ребенком (по воспоминаниям старейших профессоров МВТУ) по длинным коридорам училища (в котором была и их квартира) на трехколесном велосипеде, стал ведущим специалистом геометрической теории зубчатых передач и заведующим кафедрой ТММ училища им. Баумана. По моей просьбе он согласился стать моим руководителем по кандидатской диссертации (прочность зацепления Новикова) с оговоркой: «Я очень занят, у меня в аспирантуре три китайца, два вьетнамца, а кроме того я ведь геометр, поэтому все будешь делать сам!» Тем не менее, огромный опыт и влияние Владимира Александровича очень помогли мне методически и в организации защиты в 1963 году в МВТУ. Он создал огромную школу, представление о которой я получил на грандиозном банкете в честь его 70-летия; на котором собрались (большинство съехались) около 200 его учеников и коллег со всего Союза и стран народной демократии! Гавриленко Владимир Александрович