Писманик Калман Малкиелевич Писманик Калман Малкиелевич родился в Санкт-Петербурге 24 августа 1914 года. В 1933 году закончил железнодорожный техникум. В 1935 году, экстерном сдав экзамены за первые два курса, был принят на третий курс Ленинградского политехнического института. Работая конструктором завода подъёмных сооружений им. С.М.Кирова, в 1939 году с отличием окончил вечернее отделение этого института по специальности «Холодная обработка металлов». В конце 1939 г. был принят по конкурсу в аспирантуру, где занимался без отрыва от производства, совмещая учёбу с работой старшего конструктора сначала на Кировском заводе, а затем в ЦКБ-19. В годы Великой Отечественной войны К.М Писманик работал руководителем группы конструкторов на заводе №174 Министерства танковой промышленности. 24 июня 1948 года К.М. Писманик защитил кандидатскую диссертацию на тему «Основы кинематической теории пространственных зубчатых зацеплений и её приложение к исследованию технологии и зацепления гипоидных передач». В опубликованным по ее результатам работах [1,2] автор впервые ввел в отечественный научный оборот сам термин «гипоидные» передачи. Громкую известность молодому ученому принес также доклад на Семинаре ТММ [3], в котором он обнаружил в червячных передачах наличие второй оси зацепления, понятия которой в дальнейшем использовалось многими авторами при анализе и синтезе червячных передач общего вида, включая спироидные. К моменту защиты кандидатской диссертант имел 12–летний стаж работы на производстве. Дальнейшая его трудовая деятельность тесно связана с педагогической работой. С 1948 года он работает в Саратовском автодорожном институте сначала — старшим преподавателем, а затем доцентом кафедры «Технология машиностроения». С 1960 года — доцентом кафедры «Металлорежущие станки и инструменты». В 1973 году К.М. Писманик успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Теоретические основы технологии зубопрофилирования конических и гипоидных передач». С 1973 года – после присуждения звания профессора — заведовал кафедрой «Теория механизмов и машин» Саратовского политехнического института. Профессор К.М. Писманик внес значительный вклад в формирование отечественной зуборезной школы. Им опубликовано 118 научных работы, из них 4 книги, в том числе монография «Гипоидные передачи», которая до сих пор остается настольным пособием для всех конструкторов, занимающихся проектирование передач этого типа. Под его руководством подготовлено и защищено 10 кандидатских диссертаций. Решен ряд важнейших теоретических вопросов в области геометрии зацепления и технологии зубопрофилирования гипоидных и червячных передач, позволивших разработать и реально создать целую гамму отечественных зубообрабатывающих станков для нарезания конических и гипоидных передач на производственной базе Саратовского завода тяжёлых зуборезных и зубострогальных станков, а также специального конструкторского бюро зуборезных станков. Научной деятельности профессора К.М. Писманика были характерны высокая принципиальность, требовательность к качеству и практическая направленность работ, снискавшие ему заслуженное уважение и широкую известность в среде ученых и специалистов этой области науки и производства, как в России, так и за рубежом. Материал подготовлен ст. науч. сотр. Лагутиным С.А. Основные публикации проф. Писманика К.М.: Писманик К.М. Некоторые вопросы теории зацепления и технологии гипоидных передач // В кн.: Теория и расчет зубчатых колес. ЛОНИТОМАШ, 13. Машгиз, Л., 1949. Писманик К.М. Проектирование и исследование зубчатых передач с гиперболоидными колесами // Тр. Семинара по ТММ, том Х, вып. 38, 1950, – С.27–58 Писманик К.М. Об оси зацепления червячных передач. // Тр. Семинара по ТММ, том Х, вып. 39. 1951 Писманик К.М., Лопато Г.А. Конические колеса с круговыми равновысокими зубьями // В сб. «Новые методы обработки конических зубчатых колес», Машгиз, 1954. Писманик К.М. Гипоидные колеса с круговыми равновысокими зубьями // В сб. «Новые методы обработки конических зубчатых колес», часть 2, Машгиз, 1954. Писманик К.М. Расчет геометрических размеров конических колес с равновысоким зубом // В книге «В помощь промышленности», вып.2, Машгиз, 1955. Писманик К.М. Устранение диагональности контакта при нарезании конических колес с круговыми нормально понижающимися зубьями резцами несоответствующего номера // Сб. научных сообщений Саратовского автодорожного института, 13, Саратов, 1958 Писманик К.М. Изменение направления и кривизны линии зуба при корректировании движения обкатки при нарезании конических колес с круговыми зубьями // Там же. Писманик К.М. Использование гипоидного смещения при нарезании конических зубчатых колес с круговыми зубьями // Труды Саратовского автодорожного института, 16, вып.1, Саратов, 1959. Писманик К.М. Корректирование угла зацепления и устранение диагональности при нарезании гипоидных колес обкаткой плоским производящим колесом // Сб. научных сообщений Саратовского автодорожного института, 14, Саратов, 1960 Писманик К.М., Сегаль М.Г. Использование наклона шпинделя резцовой головки при нарезании конических колес // «Станки и инструмент» №2, 1961. Писманик К.М. Нарезание гипоидных зубчатых колес с круговыми зубьями на станках с ненаклоняющимся шпинделем резцовой головки. // Сб. «Прогрессивные методы производства зубчатых колес и х технологичность», Машгиз, 1962. Писманик К.М. Технологический синтез зацеплений (синтез по отклонениям). // Труды III совещания по основным проблемам ТММ. Теория передач в машинах, М., 1963, С.87-110. Писманик К.М. Гипоидные передачи. М.: «Машиностроение», 1964. – 228 с. Кедринский В.Н., Писманик К.М. Станки для обработки конических зубчатых колес. 2-е изд., переработ. и дополн. М: Машиностроение, 1967. – 584 с. Писманик К.М. Филиппов В.Л. Улучшение качества контакта конических колес с большой длиной образующей //Сб. «Надежность и качество зубчатых передач». НИИинформтяжмаш, 1967. Писманик К.М. Профилирование зубьев колес гипоидных передач огибанием плоским производящим колесом при переменной скорости вращения // Сб. «Теория передач в машинах», Изд-во «Наука», 1973, С. 80-86 Писманик К.М., Шейко Л.И., Денисов В.М. Станки для обработки конических зубчатых колес, М.: Машиностроение,1993, – 184 с. Писманик Калман Малкиелевич